Методическая копилка в помощь учителю ОПК

Наглядные материалы

 

Схемы и таблицы

История России

Размещенные здесь схемы и таблицы (в формате jpeg) по истории России с древнейших времен до начала XXI в. помогут при подготовке к урокам, ЕГЭ и ОГЭ, при создании различных презентаций.

Русь в IX-XV вв. 23 Mb скачать

 Россия в XVI-XVII вв. 15 Mb скачать

 Россия в XVIII в. 10 Mb скачать

 Россия в XIX в. 48 Mb скачать

 Россия-СССР в XX в. 36 Mb скачать

 

Военные награды России. К 75-летию Победы во Второй мировой войне

«День, равный всем годам». Полтавская битва

ТЕСТ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

Другие Романовы. Великий князь Константин Павлович

Методические разработки

Виртуальная книжная выставка

 

Методическая разработка литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто»

 

Дидактические материалы

В этом разделе собраны дидактические материалы к урокам истории (кроссворды, тексты с ошибками, задачи, тесты, задачи и т.д.).

 

5 класс, история Древнего мира

 

Первобытные охотники и собиратели (кроссворд) скачать

Счет лет в истории (текст с ошибками) скачать

Первобытные люди (текст с ошибками) скачать

Первобытные люди (тест) скачать

Первобытные люди (кроссворд) скачать

Первобытные земледельцы и скотоводы (текст с ошибками) скачать

Первобытные земледельцы и скотоводы (кроссворд) скачать

На берегах Нила (кроссворд) скачать

Древний Египет (текст с ошибками) скачать

Древний Египет (кроссворд) скачать

Завоевания фараонов (пропущенные слова в тексте) скачать

Древний Египет (тест) скачать

Геродот. О междуречьи (отрывок из документа) скачать

Сказание о Гильгамеше скачать

Вавилон (текст с ошибками) скачать

Законы Хаммурапи (задачи) скачать

Ассирия (кроссворд) скачать

Древняя Палестина (кроссворд) скачать

Библейские сказания (кроссворд) скачать

Древняя Палестина (задачи) скачать

Персидская держава (кроссворд) скачать

Двуречье (кроссворды) скачать

Индия (кроссворд) скачать

Китай (кроссворд) скачать

Западная Азия в древности (кроссворд) скачать

Древний Восток (кроссворд) скачать

Древний Восток (задачи) скачать

Древнегреческий алфавит скачать

В городе Афины (текст с пропущенными словами) скачать

Герои мифов (задания) скачать

Греко-персидские войны (тест) скачать

греко-персидские войны (задачи) скачать

Имена древнегреческого происхождения скачать

Поэмы Гомера (кроссворд) скачать

Поэмы и мифы (кроссворд) скачать

Полисы Греции (тест) скачать

Спарта (текст с ошибками) скачать

Древняя Греция (кроссворд) скачать

Олимпийские игры (задания) скачать

Древний Рим (кроссворды) скачать

Древний Рим (тесты) скачать

 

6 класс, история

 

Высказывания пророка скачать

Правила составления гербов скачать

Средневековые города (кроссворд) скачать

Образование славянских государств (кроссворд) скачать

Осень средневековья (тест) скачать

Османы (кроссворд) скачать

Рыцарство (текст с ошибками) скачать

Столетняя война (задачи) скачать

Страны Азии, Африки и Америки (кроссворд) скачать

Шарады, чайнворд, задачи скачать

Киевская Русь в IX-X вв. (кроссворд) скачать

Раздробленость (кроссворд, текст с ошибками, задания) скачать

Нашествие монголов (пропущенные слова) скачать

Александр Невский (шифрограмма) скачать

Куликовская битва (кроссворд, тест) скачать

Объединение русских земель (кроссворд) скачать

Централизованное государство (кроссворд) скачать

Иван Грозный (задания) скачать

Русская культура XV-XVI вв. (кроссворд, задания) скачать

 

7 класс, история

 

Великая Французская революция (задания) скачать

Великие географические открытия (тест) скачать

Война за независимость в США (тест) скачать

Нидерландская революция (тест) скачать

Реформация (тест) скачать

Страны Латинской Америки и Азии (тест) скачать

Задания разные скачать

Смута (кроссворд, тест) скачать

Смута (тест, пропущенные слова) скачать

Народные восстания (задания) скачать

О Петре I (доп. материалы) скачать

Петр I (кроссворд) скачать

Северная война (отрывки из документов) скачать

Начало XVIII в. (составьте пары причина-следствие) скачать

Образование и наука (кроссворд) скачать

Дворцовые перевороты (шифрограмма) скачать

Дворцовые перевороты (документ) скачать

Семилетняя война (шифрограмма) скачать

Русско-турецкие войны (соотнести даты и события) скачать

Пугачёв (ошибки в тексте) скачать

Павел I (ошибки в тексте, шифрограмма) скачать

При подборе дидактического материала был использован материал сайта http://hbi.my1.ru/

 

Памятки по истории

Памятки для анализа исторической информации

(при необходимости учитель может адаптировать памятки для той или иной параллели)

Как работать с учебником истории (для 5 кл.)

1. Прочитай название параграфа. Определи по оглавлению учебника, в какую тему он входит.
2. Сначала прочитай параграф полностью. Уясни для себя его название, на какие части он делится.
3. Затем приступай к изучению его по пунктам. Соотнеси название пункта с его содержанием, определи значение новых слов и выражений, обрати внимание на даты, имена исторических деятелей, найди на исторической карте все необходимые объекты. При работе с текстом помни о главных вопросах историка: что произошло, где произошло, когда произошло? Подумай о причинах и последствиях событий.
4. Ознакомившись с содержанием параграфа, ответь на поставленные к нему вопросы. Рассмотри рисунки.
5. Перескажи содержание сначала по пунктам, а затем весь параграф. Используй карту, рисунки в учебнике, они помогут тебе добиться успеха. Лучше пересказывать текст вслух. Работа над пересказом поможет тебе в развитии памяти.

Памятка для анализа геополитического положения страны

1. Территория и природно-климатические зоны.
2. Природные богатства: почвы, полезные ископаемые, леса, реки.
3. Этнический состав населения и его численность, особенности расселения этнических групп на территории страны.
4. Коммуникации: сухопутные и речные, основные средства сообщения внутри страны и с соседними странами.
5. Основные занятия населения.
6. Государства-соседи, протяженность границ, характер пограничных отношений.
7. Внешнеполитические связи и проблемы. Приоритеты внешней политики.

Памятка для анализа экономического развития страны

1. Природно-географическое положение страны и его влияние на условия хозяйствования, специализацию отраслей хозяйства, территориальное распределение предприятий и сельского хозяйства и т.д.
2. Направления государственной экономической политики: цели и методы, роль государства в управлении экономикой.
3. Особенности промышленного развития: специализация регионов, виды, характер, особенности организации производства; формы собственности; уровень концентрации промышленного производства и рабочей силы; типы промышленных предприятий; техническая оснащенность, характер используемой рабочей силы; промышленные достижения и проблемы (виды и объемы промышленной продукции, уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках).
4. Особенности сельского хозяйства: виды производства (земледелие, скотоводство, промыслы); формы собственности на землю; характер используемой рабочей силы; разновидности культур земледелия и скотоводства, орудия труда и сельскохозяйственная техника, культура земледелия, урожайность; объемы производимой продукции и пути ее реализации; уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках; экология сельского хозяйства.
5. Финансовое развитие страны: состояние денежной системы, банки, ростовщичество; финансовая политика государства.
6. Роль экономики в социально-политическом развитии страны.
7. Место страны в мировом производстве.

Памятка для анализа социального положения страны

1. Социальная основа страны: слои, классы, группы их взаимоотношения. Иерархия (привилегированные и непривилегированные слои общества).
2. Этнический, религиозный состав общества, их положение в стране, взаимоотношения с властью и «другими».
3. Социальная политика государства в отношении конкретных групп и слоев населения.
4. Образ жизни отдельных социокультурных групп.

Памятка для анализа политического положения страны

1. Государственное устройство, характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти.
2. Административно-территориальное деление.
3. Местные органы управления и самоуправления.
4. Формы власти: монархия или республика.
5. Политический режим.
6. Основные политические партии и движения. Их место в политической системе государства.
7. Правовая система, гражданские права и свободы. Механизмы воздействия общества на власть или их отсутствие.
8. Характер экономических, социальных, политических и культурных мероприятий государства, их влияние на внутреннее положение страны и международное положение.

Памятка для анализа внешней политики страны

1. Положение страны на международной арене.
2. Цели и приоритеты внешней политики государства.
3. Основные направления внешней политики, их результаты за определенный промежуток времени.
4. Влияние внутриполитических сил на внешнюю политику государства. Влиятельные (ключевые) фигуры в истории внешней политики государства в определенный период времени.
5. Влияние внешнеполитической деятельности на внутреннее положение в стране.

Памятка для анализа политических партий, движений и их программ

1. Название и время создания партии/движения/программы.
2. Положение в политической системе государства в определенный период времени.
3. Социальная база партии/движения.
4. Основные цели и задачи деятельности/программного документа.
5. Интересы каких социальных групп они выражают?
6. Средства достижения целей/методы реализации программных заявлений.
7. Результаты деятельности в определенный промежуток времени или реализации программы.
8. Исторические оценки значения деятельности политических сил/политической программы.

Памятка для анализа общественных движений (политических, социальных, национальных)

1. Социальный состав участников. Масштабы движения (численность, география, организованность, влияние на положение в стране и за рубежом).
2. Причины и цели общественного движения, их оформление в программах, воззваниях, публичных выступлениях и т.п.
3. Наиболее яркие представители/участники/лидеры движения.
4. Формы, средства и методы достижения целей, программных требований. Их воздействие на внутреннее положение в стране.
5. Итоги общественного движения, причины успешности или поражения.
6. Исторические оценки значения общественного движения.

Памятка для анализа идейных течений (общественной мысли)

1. Предпосылки возникновения общественных настроений, идей, взглядов.
2. Характеристика идеологов, идейных руководителей: социальное происхождение, образование, взгляды, формы пропаганды своих идей в обществе.
3. Характеристика сущности идейных течений: основные положения, интересы каких слоев общества они выражали, против каких устоев общества выступали, какие формы и средства достижения целей предлагали.
4. Результативность общественных течений, влияние идей и взглядов на общество и власть.
5. Исторические оценки значения идейного течения.

Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов

1. Участники войны/сражения/конфликта.
2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.
3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.
4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.
5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.
6. Основные события каждого этапа войны/сражения.
7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).
8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.
9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.

Памятка для анализа культурного развития общества, государства

1. Социально-политические и социально-экономические характеристики общества на данном этапе развития культуры.
2. Ценностные ориентации (морально-этические нормы общества и отдельных социальных групп), их связь с уровнем развития общества, характером государства.
3. Достижения в различных сферах культуры: наука, образование, религия, искусство (художественные стили, характерные для этого периода произведения, и деятели культуры), средства массовой информации, массовая культура.
4. Роль культуры в жизни общества, отдельных социальных групп.
5. Роль государства в культурной жизни страны.
6. Значение культуры данного периода в культурном наследии страны, мира.

Памятка для анализа произведений искусства

1. Автор, время и место создания произведения.
2. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства.
3. Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрение художника/писателя и т.п., выраженные в произведении.
4. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.).
5. Отношение современников мастера к его произведению/творчеству в целом.
6. Историческая и художественная ценность произведения.

Памятка для анализа деятельности исторических личностей

1. Исторические условия и факторы влияния на мировоззрение и выбор сферы деятельности реального исторического лица или типичного представителя социокультурной группы:
историческая обстановка, окружение, условия формирования взглядов и убеждений и т.д.
2. Направленность деятельности на определенные социальные группы/политические или другие организации, сферы экономики.
3. Средства и способы достижения поставленных целей (для реальных исторических лиц).
4. Качества личности, способствовавшие реализации жизненных целей (для реальных исторических лиц).
5. Типичные представления, ценности, интересы, стереотипы, нормы поведения, принятые в данной социальной группе (для обобщенных представителей социальных групп).
6. Результаты деятельности, их последствия (для реальных исторических лиц).
7. Исторические оценки личности современниками и потомками. Причины противоречивых суждений.